Алтайский государственный педагогический университет

» » » краеведческая

Историко-этнографическая практика

Исторический факультет / Практика / краеведческая

Этнографическая практика бакалавров организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса и направлена на практическое освоение студентами методики организации и проведения полевых исследований, методов сбора устных исторических и этнографических источников, овладение основами исследовательской деятельности.

Проведение этнографической практики преследует учебную, научную и воспитательную цели, для реализации которых необходимо решение целого ряда задач.


Для достижения учебной цели поставлены следующие задачи:

  • закрепление в ходе практики теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса «Этнология»;
  • углубление и получение новых знаний об этнографии и истории Алтайского края в XX веке;
  • ознакомление на практике с различными методами сбора устно-исторических и этнографических материалов и способами их фиксации;
  • формирование навыков первичной обработки полевых материалов, составления полевых дневников, описей и др. документации.

Научная цель практики предполагает решение следующих задач:

  • получение навыков сбора исторических и этнографических источников в соответствии с поставленными научными задачами;
  • овладение навыками исследовательской работы;

Достижение воспитательной цели предполагает:

  • овладение навыками постановки полевого лагеря, организации его функционирования и жизнедеятельности;
  • выработка умений, необходимых в полевых условиях (заготовка дров, разжигание костра, приготовление пищи, поддержание порядка на месте проживания);
  • получение студентами опыта организации взаимоотношений внутри относительно изолированного коллектива, организации рабочего и свободного времени, выработка навыков взаимопомощи и т.п.

Данные задачи этнографической практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

  • педагогическая,
  • культурно-просветительская,

и задачами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

  • организация поисковой и научно-исследовательской работы школьников;
  • применение полученных знаний в образовательном процессе ;
  • использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий (архивных баз данных);
  • осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

в области культурно-просветительской деятельности:

  • организация культурного пространства;
  • разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
  • популяризация историко-культурного наследия края в широких слоях общества.


Начальный этап проведения этнографической экспедиции

  • Посещение консультаций по вопросам ведения интервью, организации анкетирования, работы в архиве, музеях и с частными коллекциями, оформления документации, сбора вещественных материалов и др.
  • Определение приоритетной темы собственного исследования.
  • Овладение навыками работы с техническими средствами (диктофонами, фотоаппаратами, видеокамерой).
  • Определение маршрутов и сроков работы в населенных пунктов для каждого отряда.


Этап полевых исследований

  • Выезд отрядов в назначенные населенные пункты. Обустройство на месте расселения.
  • Консультации в сельской администрации по вопросам выбора информантов (респондентов), встречи с работниками музеев, учителями школ и др.
  • Ознакомление с населенным пунктом, определение графика работы отряда. Приобретение навыков ведения интервьюирования; организации и проведения анкетирования; выявления, обследования и фиксации памятников сельской жилой и промышленной архитектуры, культового зодчества, памятников истории; сбора и фиксации предметов материальной культуры, работы с материалами сельских архивов и музеев; ведения и оформления учетной полевой документации.
  • Подведение итогов работы отряда. Возвращение в лагерь экспедиции.

Заключительный этап этнографической экспедиции

  • Отчеты отрядов перед руководителем экспедиции и проведенных исследованиях.
  • Доработка и сдача полевой документации. Планирование дальнейших исследований по материалам экспедиции.
  • Сдача оборудования руководителями групп.
  • Сворачивание экспедиционного лагеря.

Обработка материалов и подведение итогов этнографической экспедиции

  • Обработка собственных полевых материалов (записей интервью, фото и видеоматериалов) и сдача на хранение в Архив лаборатории исторического краеведения АлтГПУ.
  • Подготовка наиболее интересных находок (вещественных или фотоматериалов) к экспонированию в Историко-краеведческом музее АлтГПУ.
  • Оформление студентами альбома и настенной газеты по итогам практики.
  • Подготовка исследовательской работы, доклада на вузовскую и региональную научные студенческие конференции, публикации по итогам полевого сезона.
  • Оформление отчета по практике.

Первая практика – дело ответственное: завершилась очередная историко-этнографическая экспедиция АлтГПУ

Новости исторического факультета / краеведческая

Совсем недавно вернулись после своей первой практики студенты исторического факультета АлтГПУ, проходившей в Топчихинском районе в период с 11 по 24 июля. Ежегодная историко-этнографическая экспедиция является учебной практикой кафедры отечественной истории для студентов 1 курса и проходит под руководством доктора исторических наук, профессора Татьяны Кирилловны Щегловой.

"Урожайное" лето этнографов АлтГПАЭтнографы АлтГПА вернулись из экспедиции в Романовский район с богатым материалом и новыми экспонатами для музея. Руководитель экспедиции Т.К. Щеглова.

Историко-этнографическая экспедиция-2012 глазами студента
2012 год… Лето. Кто куда, а студенты исторического факультета АлтГПА под руководством доктора исторических наук, профессора Т.К. Щегловой, опять отправились в экспедицию. На этот раз в Панкрушихинский район, который расположен на северо-западе территории нашего края и граничит с Новосибирской областью. В состав экспедиции входят ребята с первого курса, старшекурсники и руководители: Н.С. Грибанова, Е.Ю. Сластенина, А.В. Юсупова. Экспедиция в Панкрушихинский район явилась частью реализации исследовательских программ: «Города и села Алтайского края: историко-культурное наследие» и «Народы Алтая: история и культура». Это 21 район, где побывали этнографы АлтГПА.

Подробнее - далее...

2009 г. ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН2009 г. ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН2009 г. ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН2009 г. ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН

2008 г. ПОСПЕЛИХИНСКИЙ РАЙОН

Исторический факультет / Практика / краеведческая
2008 г. ПОСПЕЛИХИНСКИЙ РАЙОН2008 г. ПОСПЕЛИХИНСКИЙ РАЙОН2008 г. ПОСПЕЛИХИНСКИЙ РАЙОН2008 г. ПОСПЕЛИХИНСКИЙ РАЙОН2008 г. ПОСПЕЛИХИНСКИЙ РАЙОН

2007 г. БЫСТРОИСТОКСКИЙ РАЙОН

Исторический факультет / Практика / краеведческая
2007 г. БЫСТРОИСТОКСКИЙ РАЙОН2007 г. БЫСТРОИСТОКСКИЙ РАЙОН2007 г. БЫСТРОИСТОКСКИЙ РАЙОН2007 г. БЫСТРОИСТОКСКИЙ РАЙОН2007 г. БЫСТРОИСТОКСКИЙ РАЙОН
2006 г. ТОГУЛЬСКИЙ РАЙОН2006 г. ТОГУЛЬСКИЙ РАЙОН2006 г. ТОГУЛЬСКИЙ РАЙОН2006 г. ТОГУЛЬСКИЙ РАЙОН2006 г. ТОГУЛЬСКИЙ РАЙОН2006 г. ТОГУЛЬСКИЙ РАЙОН2006 г. ТОГУЛЬСКИЙ РАЙОН