Историко-этнографическая практика
Исторический факультет / Практика / краеведческаяЭтнографическая практика бакалавров организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса и направлена на практическое освоение студентами методики организации и проведения полевых исследований, методов сбора устных исторических и этнографических источников, овладение основами исследовательской деятельности.
Проведение этнографической практики преследует учебную, научную и воспитательную цели, для реализации которых необходимо решение целого ряда задач.
Для достижения учебной цели поставлены следующие задачи:
- закрепление в ходе практики теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса «Этнология»;
- углубление и получение новых знаний об этнографии и истории Алтайского края в XX веке;
- ознакомление на практике с различными методами сбора устно-исторических и этнографических материалов и способами их фиксации;
- формирование навыков первичной обработки полевых материалов, составления полевых дневников, описей и др. документации.
Научная цель практики предполагает решение следующих задач:
- получение навыков сбора исторических и этнографических источников в соответствии с поставленными научными задачами;
- овладение навыками исследовательской работы;
Достижение воспитательной цели предполагает:
- овладение навыками постановки полевого лагеря, организации его функционирования и жизнедеятельности;
- выработка умений, необходимых в полевых условиях (заготовка дров, разжигание костра, приготовление пищи, поддержание порядка на месте проживания);
- получение студентами опыта организации взаимоотношений внутри относительно изолированного коллектива, организации рабочего и свободного времени, выработка навыков взаимопомощи и т.п.
Данные задачи этнографической практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
- педагогическая,
- культурно-просветительская,
и задачами профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
- организация поисковой и научно-исследовательской работы школьников;
- применение полученных знаний в образовательном процессе ;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий (архивных баз данных);
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
в области культурно-просветительской деятельности:
- организация культурного пространства;
- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
- популяризация историко-культурного наследия края в широких слоях общества.
Начальный этап проведения этнографической экспедиции
- Посещение консультаций по вопросам ведения интервью, организации анкетирования, работы в архиве, музеях и с частными коллекциями, оформления документации, сбора вещественных материалов и др.
- Определение приоритетной темы собственного исследования.
- Овладение навыками работы с техническими средствами (диктофонами, фотоаппаратами, видеокамерой).
- Определение маршрутов и сроков работы в населенных пунктов для каждого отряда.
Этап полевых исследований
- Выезд отрядов в назначенные населенные пункты. Обустройство на месте расселения.
- Консультации в сельской администрации по вопросам выбора информантов (респондентов), встречи с работниками музеев, учителями школ и др.
- Ознакомление с населенным пунктом, определение графика работы отряда. Приобретение навыков ведения интервьюирования; организации и проведения анкетирования; выявления, обследования и фиксации памятников сельской жилой и промышленной архитектуры, культового зодчества, памятников истории; сбора и фиксации предметов материальной культуры, работы с материалами сельских архивов и музеев; ведения и оформления учетной полевой документации.
- Подведение итогов работы отряда. Возвращение в лагерь экспедиции.
Заключительный этап этнографической экспедиции
- Отчеты отрядов перед руководителем экспедиции и проведенных исследованиях.
- Доработка и сдача полевой документации. Планирование дальнейших исследований по материалам экспедиции.
- Сдача оборудования руководителями групп.
- Сворачивание экспедиционного лагеря.
Обработка материалов и подведение итогов этнографической экспедиции
- Обработка собственных полевых материалов (записей интервью, фото и видеоматериалов) и сдача на хранение в Архив лаборатории исторического краеведения АлтГПУ.
- Подготовка наиболее интересных находок (вещественных или фотоматериалов) к экспонированию в Историко-краеведческом музее АлтГПУ.
- Оформление студентами альбома и настенной газеты по итогам практики.
- Подготовка исследовательской работы, доклада на вузовскую и региональную научные студенческие конференции, публикации по итогам полевого сезона.
- Оформление отчета по практике.