Целью учебной практики является ознакомление студентов с основными видами археологических памятников (поселения, грунтовые и курганные могильники), а также выработка у них первичных умений и навыков полевых археологических исследований.
Эта работа нацелена на:
- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курса Археология;
- изучение организационно-правовых аспектов подготовки и проведения археологических экспедиций;
- ознакомление с содержанием основных работ, выполняемых в ходе полевых археологических исследований по месту прохождения практики;
- сбор и обработка археологических материалов по теме курсового исследования;
- приобретение практических навыков полевых археологических исследований.
Задачами археологической практики бакалавров являются:
- изучение нормативных документов и методических пособий (положений, правил, инструкций, методических разработок и т. п.);
- ознакомление с содержанием и организацией подготовки археологической экспедиции;
- ознакомление с основными принципами и правилами постановки полевого лагеря и организации его функционирования;
- изучение основных приемов и методов выявления археологических памятников на местности по внешним признакам;
- изучение основных приемов и методов раскопок археологических памятников;
- изучение основ графической, фото и видео фиксации хода и результатов археологических разведок и раскопок;
- ознакомление с правилами оформления и ведения полевого дневника;
- ознакомление с приемами и методами первичной консервации и камеральной обработки артефактов;
- изучение методики отбора образцов и проб для их последующего лабораторного изучения;
- практическое выполнение конкретных заданий.
- фиксация в конспектах и дневниках хода и результатов выполняемых работ;
- обобщение в отчете полученных в ходе учебной практики знаний, умений и навыков.
Данные задачи архивной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
- педагогическая,
- культурно-просветительская,
и задачами профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
- организация поисковой и научно-исследовательской работы школьников;
- применение полученных знаний в образовательном процессе ;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий (компьютерных баз данных);
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
в области культурно-просветительской деятельности:
- – организация культурного пространства;
- – разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
- – популяризация историко-культурного наследия края в широких слоях общества.
Виды деятельности студентов на археологической практике
1 этап предполагает выполнение следующих видов работы:
- посещение инструктажа по технике безопасности и правилам работы в экспедиции;
- изучение нормативной базы полевых археологических исследований;
2 этап предполагает выполнение следующих видов работы:
- выбор объекта полевого археологического исследования;
- подготовка археологической экспедиции;
- постановка полевого лагеря и организация его функционирования;
- выявление археологических памятников на местности по внешним признакам;
- раскопки археологических памятников;
- графическая, фото и видео фиксация хода и результатов археологических разведок и раскопок;
- ведение полевого дневника;
- первичная консервация и камеральная обработка артефактов;
- отбор образцов и проб для их последующего лабораторного изучения;
Просмотров: 140
Автор:
hist 6 февраля 2018
В рамках археологической практики на историческом факультете с 6 по 25 июля полевой отряд АлтГПУ под руководством профессора М.А. Демина совместно с сотрудниками АлтГУ проводил раскопки на территории Хабарского района.
Просмотров: 1 478
Автор:
hist 14 августа 2018

Современная наука беспредельно раздвигает границы человеческих знаний. Еще недавно, с увлечением читая книги знаменитых фантастов о путешествии в космос — «С Земли на Луну» Ж. Верна, «Первые люди на Луне» Г. Уэльса, мы могли только мечтать о том времени, когда человечество ступит на другие планеты. А сейчас это уже будни науки и любой из миллионов людей, очень далеких от астрономии, может рассказать о поверхности Луны, которую он видел на экране телевизора своими глазами. Но, рассуждая о поверхности далеких планет или рассматривая карту дна океанов, мы в большинстве случаев почти ничего не можем сказать о том, что находится под нами, хотя бы на глубине 10—20 или даже одного метра. Что лежит в слое той земли, которую мы топчем ежедневно, ежечасно? Что там: остатки древних городов? Следы исчезнувших народов? Древние гробницы? Сокровища? Клады? Все может быть...
Свидетелями тех далеких эпох являются десятки археологических памятников.
Читайте далее...
Просмотров: 3 919
Автор:
Редактор 19 сентября 2012

или Первый сезон Хабарской археологической экспедиции АлтГПА
Трудно представить себе лето студента-историка без его участия в археологических раскопках. Тем не менее, есть две категории молодых людей, которые по разному относятся к этому занятию. Для первой это лишь обязательная практика, и тогда этот полевой сезон становится единственным в жизни. Для другой же археологическая экспедиция – это обязательное «мероприятие» во время летних каникул, которому не препятствуют ни несданные экзамены, ни учебная практика, ни что-то еще. Две недели в поле становятся самоцелью для тех, кто неравнодушен к такому способу отдыха и времяпрепровождения.
Нынешнее археологическое лето студентов исторического факультета АлтГПА было непривычно разнообразным. В июне бригада юных археологов работала на аварийных раскопках в Горном Алтае, в июле мы отправились в Хабарский район покорять новые просторы степного Алтая, в августе были запланированы разведывательные работы на побережье всем хорошо известного Гилёвского водохранилища. Но поподробнее хотелось бы рассказать о Хабарской археологической экспедиции, а почему, читатель поймет сам.
Читайте далее...
Просмотров: 3 925
Автор:
Редактор 6 августа 2012

Для некоторых несознательных студентов учебная практика – это своеобразная пытка, «разделаться» с которой хочется как можно быстрее. Для некоторых, но только не для студентов исторического факультета Алтайской государственной педагогической академии! В археологическую экспедицию они готовы бежать вперед автобуса на любом курсе и в любое время учебного года.
Одно из неизменных мест, где регулярно собираются археологи – Гилёвское водохранилище, расположенное в Третьяковском районе нашего края. Оно было построено на р. Алей в 80-х годах прошлого века. Площадь водоема составляет 471 млн. м³. Спустя некоторое время после начала своего функционирования водохранилище стало интенсивно подмывать берега. Местные жители все чаще находили там осколки древней керамики или человеческие кости. Естественно, это не могло не заинтересовать алтайских археологов. Первая ознакомительная разведка была проведена в 1996 г. М.А. Деминым и В.Б. Бородаевым, а уже на следующий год Барнаульский государственный педагогический университет (ныне – АлтГПА) начал здесь стационарные раскопки, которые длятся и по сей день.
Увлекательные подробности раскопок - далее...
Просмотров: 3 487
Автор:
Редактор 13 сентября 2011
Каждое лето, когда большинство студенческой братии добросовестно отдыхает от учебного процесса, историки АлтГПА собирают рюкзаки, оборудование, запасаются лопатками и тетрадками и отправляются в «разведку» – кто в этнографическую, кто в археологическую. Для руководителей этих отрядов экспедиция – это научный поиск, ученые ищут источники, по которым изучается прошлое Алтайского края. Руководитель преследует две цели – организовать практику и добыть научный материал. А студент-первокурсник в «полевых» условиях закрепляет теоретические знания, полученные в аудиториях.
Об экспедиции этого лета читайте далее.
Просмотров: 3 476
Автор:
Редактор 24 августа 2011