Итоги Всероссийской олимпиады по психологии образования
85 лет АлтГПУ / Новости жизни вузаВ Алтайском государственном педагогическом университете на базе института психологии и педагогики состоялся региональный тур Всероссийской олимпиады по психологии образования, посвященный 85-летию АлтГПУ.
В олимпиаде приняли участие команды Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, Глазовского государственного педагогического университета им. В.Г. Короленко, Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, Алтайского государственного университета, Алтайского государственного педагогического университета.
В торжественной части открытия выступили коллективы АлтГПУ (Вива-данс), студенты ИПиП и образцовый хореографический ансамбль России «Карамель». Далее сюжет открытия продолжили герои сказки «Алиса в стране чудес». В яркой атмосфере команды могли оценить вокальные, хореографические и театральные таланты студентов нашего вуза.
С приветственным словом к участникам обратилась проректор по научной работе и инновационной деятельности АлтГПУ Наталья Александровна Матвеева. Поздравила участников с началом олимпиады директор института психологии и педагогики Ольга Геннадьевна Холодкова. Все они подчеркнули значимость и своевременность данного мероприятия для развития студенческой науки.
Придумали и воплотили волшебное открытие и закрытие олимпиады студенческий клуб ИПиП «Максималь» и Юлия Вениаминовна Алеева, заместитель директора института психологии и педагогики по воспитательной и научной работе студентов.
В конкурсе «Самопрезентация команд» участники в оригинальной форме продемонстрировали творческую сущность профессии психолог и вызвали бурю положительных эмоций зала. Для оценки конкурсов было сформировано жюри, членами которого являлись преподаватели кафедры психологии АлтГПУ, руководители команд-участниц, и ведущие педагоги и психологи средних общеобразовательных учреждений г. Барнаула, председатель жюри – О.Г. Холодкова.
По итогам конкурса «Самопрезентация команд: «Психолог-профессия творческая». Командам – участницам были присвоены места. Места распределились следующим образом: 1 место разделили команды Алтайского государственного педагогического университета и Новокузнецкого института (филиал) «Кемеровский государственный университет». 2 место заняли команды Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко и Алтайского государственного университета. Новокузнецкого института (филиал) «Кемеровский государственный университет». За 3 место была награждена команда Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Конкурс визиток был разработан Ю.В. Алеевой.
Одним из ключевых этапов олимпиады являлся теоретический конкурс «Всегда практика воздвигнута на хорошей теории…», в ходе которого можно было увидеть уровень сформированности знаний, полученных при освоении основой образовательной программы по психологии образования. Теоретический конкурс был разработан и проведен доцентом кафедры психологии образования М.И. Ефановой.
Данный конкурс проходил в виде тестов, выполняемых на компьютерах. Время выполнения - 80 минут. Тестовые задания составлялись по базовым дисциплинам, реализуемым по направлению подготовки «психология образования»: общая и экспериментальная психология, социальная психология, психология развития, возрастная психология, психолого-педагогическая диагностика. По тогам теоретического конкурса места распределились следующим образом. Личное первенство: первое место разделили: студент «Алтайского Государственного Педагогического Университета» Баженов Евгений и студентка «Алтайского государственного университета» Жирнова Ольга. За второе место награждена студентка «Алтайского Государственного Педагогического Университета» Егорова Виктория. Третье место разделили: студент Новокузнецкого института (филиал) Кемеровского государственного университета Вихарев Илья.
Интересным был конкурс домашнее задание: «Игра-высшая форма исследования». Участникам олимпиады необходимо было разработать свою собственную оригинальную игру и презентовать ее другим участникам. Команды АлтГПУ и КГПУ им. Астафьева создали настольные психологические игры, а команды АГУ, ГГПИ им. Короленко и НФИ КемГУ - деловые игры. Направленность игр также отличалась. В одних - развивали творческое мышление и активность, в других - коммуникативные навыки и лидерские качества, а также умение договариваться. Как отметили участники команд конкурс позволил им не только проявиться себя как создателей игры, но и поближе познакомиться друг с другом. В целом на площадке данного конкурса царила непринужденная атмосфера, которая всегда способствует созданию эффективного игрового пространства.
Результаты конкурса: 3 место получила команда Алтайского государственного университета. 2 место разделили команды Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко и Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. За 1 место награждены команды Алтайского государственного педагогического университета и Новокузнецкого института (филиал) «Кемеровский государственный университет». Данный конкурс был разработан и проведен Ю.А. Мельниковой и И.В. Григоричевой.
Новым стал методологический конкурс «Психологический марафон», который состоял из трех туров: блиц опрос «Портрет», кроссворд и высказывания психологов-теоретиков о творчестве. Цель конкурса: показать углубленные знания по общей и возрастной психологии, по истории психологии и психологии творчества. Задания одновременно оказались интересными, трудными и разными. Конкурс был разработан и проведен О.Б. Дарвиш.
Результаты конкурса: 2 место разделили команды Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко, Алтайского государственного университета и Новокузнецкого института (филиал) «Кемеровский государственный университет». Победителями данного конкурса стали команды: Алтайского государственного педагогического университета и Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Конкурс «Готовность психолога образования к исследовательской деятельности» включал задания исследовательского характера, которые должен уметь выполнять психолог, проводя научное социально-психологическое исследование. Успешно все команды применили метод математической статистики-коэффициент корреляции Ч. Спирмена; не вызвало особых затруднений и описание выявленных взаимосвязей между сравнивемыми параметрами. Большинство участников справилось с прикладной задачей – предложением рекомендацией для студентов по развитию их творческих способностей. Наиболее сложным для всех команд стал этап - «качественный анализ выявленных взаимосвязей между показателями творческих способностей и личностных характеристик респондентов. Конкурс был разработан и проведен Г.Л. Парфеновой.
Результаты конкурса: 3 место у команды Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2 место разделили команды Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко и Новокузнецкого института (филиал) «Кемеровский государственный университет». 1 место получили команды Алтайского государственного университета и Алтайского государственного педагогического университета.
В итоговом конкурсе «Тренинг креативности: сотвори себя» участниками команд были представлены упражнения, направленные на развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации; тренинг предполагал демонстрацию возможностей креативности при решении жизненных проблем, достижения личных и профессиональных целей; формирование навыков командной творческой работы. Конкурс был разработан и проведен Черниковой А.А. Места в данном конкурсе распределились следующим образом: 3 место у команды Алтайского государственного университета. 2 место получила команда Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 1 место у команды Алтайского государственного педагогического университета.
Итоги олимпиады: В личном первенстве олимпиады победителями стали студенты Алтайского государственного университета (Жирнова Ольга) и Новокузнецкого института (филиал) «Кемеровский государственный университет» (Вихарев Илья). Второе место разделили: студентка Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко Никитина Анастасия и студент Алтайского государственного педагогического университета Баженов Евгений. Третье место досталось студентке Новокузнецкого института (филиал) «Кемеровский государственный университет» Арыковой Ксении.
В командном первенстве: первое место разделили команды Алтайского государственного педагогического университета и Новокузнецкого института (филиал) «Кемеровский государственный университет». Второе место разделили команды Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко и команда Алтайского государственного университета. Третье место у команды Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
В дни олимпиады была организована насыщенная культурная программа для участников: посещение драматического театра им. В.М. Шукшина спектакль «Электра». Экскурсия по краеведческому музею АлтГПУ. Для руководителей команд были организованы: мастер-класс «Шерстяная акварель»; проведена психологическая игра «Познай себя». Для участников были проведены тренинги «Психологическая разгрузка» и «Командообразование» и вечер знакомств «Здравсвуйте».
Финальное награждение победителей в личном и командном первенстве регионального тура Всероссийской олимпиады по Психологии образования прошло на торжественном закрытии олимпиады. Награждать победителей олимпиады пришли герои сказки «Алиса в стране чудес». С приветственным словом на закрытии олимпиады к участникам обратились директор института психологии и педагогики Ольга Геннадьевна Холодкова и заведующая кафедрой психологии Ольга Владимировна Обласова, подчеркнув значимость данного мероприятия для дальнейшего развития научного потенциала её участников, они же и осуществили награждение победителей олимпиады. Руководителем команды АлтГПУ являлась Татьяна Александровна Гурьянова, доцент кафедры психологии.